Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский

Начало XIX века. Иркутск (?)


Оклад: 1808 год. Иркутск.

36,6 х 30,6 х 2,7 см. Дерево, две доски, две врезные сквозные профилированные шпонки, ковчег, паволока отсутствуют, грунт (очень тонкий), смешанная техника. Оклад: серебро, золочение, чеканка, гравировка, пунцирование.

Происхождение не установлено. Приобретена на аукционе в Лондоне в 2009 г. Инв. № ЧМ-469.

Реставрирована Д. И. Нагаевым (МРИ, 2011, 2012).

Рассматриваемый памятник входит в число самых ранних датированных образов только что канонизированного чудотворца. Сохранившаяся на окладе дата его создания, 1808 год, позволяет точнее определить и время написания самой иконы – не ранее 1804 (год прославления епископа) и не позднее 1808 года, что совпадает с периодом формирования основных иконографических изводов изображения свт. Иннокентия. Иркутский епископ представлен в рост, в парадных архиерейских одеждах (саккос, омофор, палица, митра, с панагией и крестом на груди), отличающихся выписанностью фактуры тканей, в его руках символ архиерейской власти – жезл с сулоком (двойной платок у навершия посоха, защищающий руку от мороза). Вполне возможно, что прототипом для нашего памятника послужил одноименный ростовой образ святителя из собора Знаменского монастыря в Иркутске, созданный в начале XIX века. Отсутствие традиционного изображения Вседержителя или Богоматери, которым обычно предстоят святые, также можно объяснить ориентацией на портретные образцы. Высокий уровень исполнения и необычность замысла позволяют думать о заказном характере иконы, явно принадлежавшей какому-то важному лицу. Видимо волей заказчика, пожелавшего воссоздать на иконе сакральное пространство посещенной святыни и окружающий ее пейзаж, можно объяснить и появление в среднике Вознесенской обители и главного собора, вместившего мощи иркутского епископа. Отмеченные особенности уникальны и пока что не находят аналогий среди опубликованных и известных нам произведений.

Икона свт. Иннокентия – типичный памятник раннего XIX столетия. В это время в светском искусстве главенствует сентиментализм, проникший в церковную живопись под влиянием В. Л. Боровиковского. В нашем случае сентиментализм проявляется в характере написания лика святителя, который наделен чертами, выдающими его экзальтированное состояние. А также прослеживается в манере исполнения пейзажа, хоть и воспроизводящего реальный рельф местности – берег полноводной реки Ангары, протекающей среди зеленеющих долин и невысоких холмов, и цепь заснеженных горных вершин, виднеющихся на горизонте, – но подернутого полупрозрачной тающей дымкой, сквозь которую виднеются окрашенные в розовые тона купола Вознесенского монастыря.  Профессиональный уровень исполнения и выписанность деталей свидетельствуют о незаурядном таланте иконописца, по-видимому, выходца из Иркутска.

Созданный в 1808 году оклад отличается детальной подробностью и скрупулезной прорисовкой деталей и принадлежит к числу замечательных образцов чеканного искусства. Такие иконные уборы, на гладкой поверхности которых возникают природные и архитектурные пейзажи, относятся к «живописному» («картинному») направлению, широко распространившемуся в начале XIX столетия. Точно повторяя иконописный оригинал, мастер совершенствует и детализирует его в мельчайших подробностях: изящная чеканка передает детали одеяния святого и окружающий пейзаж. Орнаментика классицизма сказывается в украшении рамы и полей оклада изящными вазонами, композициями из цветочных гирлянд и лент. Выполненный иркутским мастером оклад относится к числу редких образчиков искусства этого художественного центра, дошедших до нас в небольшом количестве, что придает произведению особое значение.