Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Первая четверть XVIII века. Каргополь
75,5 × 58,1 × 3,3. Дерево, левкас, темпера.
Происхождение не установлено. Приобретена для музея в Рыбинске в 2007 г.
На иконе представлены одни из наиболее почитаемых русских святых, преподобные Зосима и Савватий, основатели Спасо-Преображенского монастыря на Соловецком острове Белого моря. Начало монашеской жизни на Соловках связано с именем преподобного Савватия († 1434), в поисках уединения поселившегося на острове в 1430-х годах. Однако сама монашеская обитель с главным храмом в честь Преображения Господня возникает позже, около середины XV века, при преподобном Зосиме († 1478), который и является фактическим основателем монастыря, поэтому в иконах именно он занимает наиболее почетное место – по правую руку от Спасителя или Богородицы. В скором времени Соловецкая обитель превращается в крупнейший духовный и паломнический центр Русского Севера, а иконы с образами ее основателей получают широкое распространение.
Рассматриваемый памятник с изображением преподобных Зосимы и Савватия Словецких, демонстрирующих отстроенную обитель Вседержителю, относится к широко распространенному на Руси типу ктиторского портрета. Иконы подобной иконографии появляются не ранее середины XVII столетия. При этом сама архитектурная «модель» часто передается с большой долей условности, но внешний облик построек и планировка вполне узнаваемы. В рассматриваемом варианте это пятиугольная в плане крепость, фланкированная четырьмя (вместо восьми) круглыми башнями. Выявлена и характерная, состоящая из огромных плотно сложенных валунов, кладка стен, внутри которых видны главные монастырские храмы: трехглавый Преображенский собор (в реальности он пятиглавый) с приделом, соединенный трехшатровой звонницей с расположенной слева Успенской церковью. Изображение Никольской церкви отсутствует.
По стилистике и цветовому решению икона находит близкие аналогии в ряде памятников, имеющих северное происхождение. В ликах очевидна ориентация на традиции мастеров Оружейной палаты со стремлением передать их живоподобие и индивидуальность выражения. Совокупность перечисленных признаков позволяет датировать образ первой четвертью XVIII столетия.