Святитель Николай, архиепископ Мирликийский
Последняя треть XVIII века. Москва (?)
Оклад: конец XVIII века – около 1800 года.
20,7 × 14,6 × 1,5. Доска цельная (липа), без шпонок, без ковчега, паволока не просматривается, левкас, темпера. Оклад: серебро, золочение, без проб и клейм; чеканка, гравировка.
Происхождение не установлено. Приобретена в 2007 г. в Serafim Dritsoulas Gallery в Мюнхене (Германия). инв. ЧМ-189.
Сведения о реставрации отсутствуют. Киноварная опушь, кресты омофора и черневой рисунок одежд поновлены. Небольшие прописки на одеждах.
Живопись хорошей сохранности. Мелкие выкрошки и сколы красочного слоя до левкаса по всей поверхности. Окисление серебра вокруг кисти руки, поддерживающей Евангелие. Оклад слегка помят и загрязнен, отверстия от гвоздей.
Святой Николай чудотворец, архиепископ Мир Ликийских представлен на маленькой по размерам иконке в образе русского митрополита, причем в отличие от древней иконографической традиции, не фронтально, а в позе деисусного предстояния, держащим полураскрытое Евангелие. Подобные изображения в древности были характерны для палеосных святых, соименных заказчикам произведения. Явно патрональный по замыслу образ, написанный как тезоименитый для одного из русских епископов, напоминал о верховном авторитете Мирликийского святителя, в представлении русских людей занявшего место главы земного и небесного священства. Икона находит близкие аналогии среди памятников этого времени. Примером сходного стиля и духовного значения является «Образ ростовских чудотворцев» второй половины XVIII в. из собрания ГРМ, где святые иерархи Русской Церкви окружают фигуру архиепископа Николая. Художественный стиль эпохи нашел отражение в драгоценно написанном декоре одежд святителя – пышно украшенные орнаментом ризы и золотая с черневым рисунком митра стали яркой приметой барочной столичной иконописи второй половины столетия, что хорошо видно, например, по иконе «Царь Царем, с избранными святыми», письма Андрея Сал(…)ъефа 1789 года из ГТГ.