Святая Троица Ветхозаветная, с деяниями

Святая Троица Ветхозаветная, с деяниями

Последняя четверть XVIII века. Палех (?) или Ярославль

36,2 х 28. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено.Ранее: собрание И. И. Зайдельмана (США, с 1970–1990-х гг.). Поступила в 2011 г. Инв. № ЧМ-673.

Реставрирована до поступления в музей.

В собрании Музея русской иконы искусство Палеха представлено целым рядом первоклассных образцов. Особое место среди них принадлежит редким (среди дошедших) памятникам последней четверти XVIII – начала XIX века, которые позволяют проследить наиболее ранний этап становления местной живописи. Прежде всего, это икона «Святая Троица Ветхозаветная (Гостеприимство Авраама), с деяниями», написанная выдающимся мастером последних десятилетий XVIII века. Такой сюжет, изложенный с бόльшей подробностью и повествовательностью, в первой половине следующего столетия будет одним из излюбленных у палешан. Здесь же он только принимает привычный композиционный образ, не похожий на отточенные иконографические построения более позднего времени. Те же черты характеризуют художественное решение памятника, отличающегося очень выразительным и индивидуальным почерком, неторопливым, отмеченным рафинированностью чувств письмом, в котором хорошо ощутим «элегантный» канон пропорций с маленькими округлыми головами и изящными конечностями, заимствованный у мастеров строгановской школы. О раннем времени и создании иконы в одной из лучших мастерских Палеха, возможно, иконописцев Хохловых, свидетельствует живая, лишенная приемов стандартизации манера исполнения, эволюция к более летучим, невесомым формам. Характерны для последней четверти – конца XVIII века белый фон с охристыми полями, спокойный ритм горок, но особенно прозрачная многоцветность «тающих» красочных слоев. Только в это время встречается живописная лепка объема цветовыми пробелами более холодных оттенков и мягкое личное письмо, также напоминающее образы строгановских икон.