Крест выносной

Крест выносной

Последняя треть XVIII века. Поморье


177,3 х 85,9 х 3,8. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Приобретен для музея у С.Н. Воробьева в 2008 году. Инв. № ЧМ-415.

Монументальный восьмиконечный крест относится к типу запрестольных или выносных. Подобные кресты устанавливались при освящении храма в алтаре, а также участвовали, наряду с выносными иконами, в торжественных церковных процессиях.

На лицевой стороне представлено Распятие, являющее образ искупительной крестной смерти. Согласно традиционной иконографии, по сторонам Распятого Христа, на концах горизонтальной ветви, изображены предстоящие Богоматерь и любимый ученик Господа Иоанн Богослов. Венчает крест два скорбящих ангела и благословляющий Господь Саваоф. Изображенные на оборотной стороне чтимые византийские и русские святые выражают идею поклонения триумфальному образу Спаса Нерукотворного, а также заступничества за род людской, не случайно центральное место в средокрестии занимает главный народный заступник – святитель Николай Мирликийский. Почитание всех представленных святых связано с северными регионами России. На главной вертикальной оси древка расположены образы основателей Соловецкой обители Зосимы и Савватия. Помещенные на горизонтальной ветви креста святители Медост и Власий имели особенно большую известность на русском Севере как покровители животноводства: патриарх Медост (†633-634) чудесным образом явился в Важском уезде северной Холмогорской епархии в 1723 г. и прекратил там падёж домашних животных. Священномученик Власий, епископ Севастийский (†316), скрываясь во время гонений на христиан в пещере на горе Аргеос, возложением рук исцелял диких зверей, что впоследствии также предопределило грани его почитания как целителя и покровителя скота, который нередко от имени этого угодника назывался “родом Власиевским”. Образ святителя Иоанна, архиепископа Новгородского, связан с историей о чуде от иконы Богоматери Знамение, которое совершилось по молитве святого в 1170 г., когда ее помощью новгородцы одержали знаменательную победу над суздальцами. Широко известно легендарное предание о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам. Антипа, епископ Пергамский, ученик апостола Иоанна Богослова, включен в ряд святителей как прославленный целитель, почитаемый в отдаленных северных землях.

Характер живописи произведения также позволяет отнести крест к иконописной традиции северных областей России. Лаконичная цветовая гамма, объединенная общим золотом фона, мягкое письмо округлых ликов, использование цветных лаков, жемчужной обнизи, создают впечатление необычайной светоносности. Своеобразно трактованное изображение горы Голгофы, написанное в голубовато-белых тонах, напоминает северные ледяные склоны. В целом профессионально исполненная живопись свидетельствует о создании креста в крупной иконописной мастерской, возможно, расположенной в одном из центров Поморья.