Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие
Вторая половина XVIII века. Поморье
30,5 х 25,4 х 2,3. Дерево, левкас, темпера.
Происхождение не установлено. Приобретена в 2007 г. в Temple Gallery (Лондон). Инв. ЧМ-215.
Иконография иконы следует традиционному изображению свв. Зосимы и Савватия Соловецких, представленных на фоне обители в молении Спасу Вседержителю. Подобные композиции появляются еще в середине XVI в. и впоследствии получают широкое распространение. Однако характер небольшого по размерам памятника совсем не похож на типичные пядничные иконы, исполнявшиеся для паломников и служившие подносными или «раздаточными» образами. Традиционное в таких случаях изображение монастыря, подчас даже лаконичное, заменено на публикуемой иконе условным трехкупольным храмом с большим входным порталом и мало узнаваемой архитектурой. Созданный мастером емкий и обобщенный образ-символ, отражающий общее представление о монастыре как образе рая и небесного града, подчеркивается необычным декором позема в виде зеленых побегов, больше похожих на скудную северную растительность.
Необычная деталь – свернутый свиток с обращением братии в руках Зосимы и, напротив, раскрытый у Савватия, который чаще представлялся на иконах чудотворцев без хартии.
Характерные особенности иконы позволяют видеть в иконе произведение поморского иконописца. Об этом говорит светлый колорит, коричневое (в два тона), высветленное личное письмо, упрощенная декоративность и нарядность, особенно белые стены с тонким зеленого цвета орнаментом и охристый с ярко-зеленой северной растительностью позем. В селениях по берегам Белого моря было немало небольших иконописных центров и мастерских, которые обслуживали потребности Соловецкого монастыря – именно в них часто писали пядничные образы с изображениями чудотворцев, которые затем продавались в монастырских лавках посещавшим обитель многочисленным паломникам.