Архангел Гавриил
Третья четверть XVIII века. Архангельские земли
76 х 52,7 х 2,5 см. Дерево, левкас, темпера.
Происхождение не установлено. Находилась в собрании В. С. Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 г. Инв. № ЧМ-344.
Икона Архангела Гавриила принадлежит одному из элементов храмовой декорации, которая продолжает древнюю византийскую традицию размещения изображений ангелов по сторонам от храмового входа. Справа от церковных дверей располагали образ ангела, записывающего в свиток имена и добрые дела всех людей, входящих в церковь. По другую сторону от входа помещалось изображение ангела в воинских одеждах с мечом и свитком с предостерегающей надписью. Его отождествляли с архангелом Михаилом и воспринимали как хранителя церковных врат, который «усекает» грехи людей и защищает храм от сил зла. Такие ангельские образы получили широкое распространение в храмовых росписях XIV–XVII столетий, а со второй половины XVII века на иконах крупного размера, преимущественно старообрядческих. Указующие на святость церковного пространства, монументальные образы ангелов должны были напоминать входящему в храм о праведной жизни и покаянии, без которых невозможно посмертное оправдание на Страшном Суде.
Изображенный в соответствии с этой традицией, архангел Гавриил пером записывает слова в лежащем на коленях развернутом свитке: «Аггелъ Господень записует имена входящих в церковь Господню». Слева от ангела помещен текст назидательного содержания: «Ходят и не слушают Божественного Гения…». Декоративный и выразительный стиль живописи свидетельствует о принадлежности иконы к числу произведений северных мастеров. Это проявилось в использовании иконописцем контрастных сочетаний яркого оранжево-красного и насыщенного зеленого оттенков, в рисунке четких стилизованных контуров, очерчивающих фигуру и складки одежд. Богатая орнаментальная роспись скамьи напоминает расписные деревянные изделия архангельских мастеров.