Преподобный Нил Столобенский

Преподобный Нил Столобенский

Конец XVIII века. Осташков (?)


43×29,2×2,9.  Дерево, темпера.
Происхождение не установлено. Приобретена в 2006 году у А. Д. Липницкого (Москва). Инв. № ЧМ-3

43,4×31,5×3. Дерево, темпера.
Происхождение не установлено. Приобретена в 2006 году на XXI Российском Антикварном салоне в Москве. Инв. № ЧМ-4.

Преподобный Нил Столобенский прославился суровой отшельнической жизнью на необитаемом острове Столобный, расположенном посреди озера Селигер (на границе Тверской и Новгородской областей). После кончины преподобного в 1555 году над его могилой была устроена гробница, а ближе к концу XVI столетия возведен деревянный храм в честь Богоявления Господня. Вскоре на острове возник Богоявленский монастырь, иначе называемый Ниловой пустынью. Во время сооружения на месте прежнего деревянного − каменного собора 27 мая 1667 г. были обретены святые мощи преподобного, что стало началом его глубокого почитания.

В собрании Музея русской иконы находятся две очень близкие, исполненные по одному образцу иконы конца XVIII в. с изображением преподобного на фоне Столобенской обители. Они представляют яркий пример работы одной иконописной мастерской, в которой по заказу монастыря в большом количестве писали подносные и паломнические иконы с изображением обители. С середины XVIII столетия в верхней части таких икон вместо традиционного изображения Спасителя появляется образ главного монастырского праздника – сцены Богоявления, которая часто заключается в картуш, поддерживаемый двумя ангелами. Тщательно воспроизведенный архитектурный ансамбль монастыря представлен в том виде, в котором он сложился после четвертого этапа строительства 1780-х годов. Монастырь разделен на две части. В восточной его половине располагаются основные храмы с главным монастырским Богоявленским собором, трапезной и колокольней. На западе к монастырскому двору примыкает гостиный двор со Странноприимным домом и гостиными кельями. В южной части острова, за характерным изгибом бухты – фруктовый сад, обнесенный каменной оградой. Размещенная рядом каменная Воздвиженская церковь, отстроенная в 1784–1788 годы, свидетельствует о создании иконы после 80-х годов XVIII века.

Датировка икон концом XVIII столетия подтверждается их стилистическими особенностями. Очевидно влияние академической живописи и господство классицистических тенденций, хотя в целом иконописцы еще следуют традициям барокко, что отражается как в линейном ритме, пышных облаках, картушах с фигурками полнотелых ангелов, так и цветовой гамме, построенной на напряженном сочетании теплых розовых и холодных голубовато-синих цветов.