Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

1750–60-е годы. Мастерские Соловецкого монастыря (?)


64,7 × 45,2 × 2,8. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Находилась в собрании В. С. Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 г. Инв. № ЧМ-358.

Представленное на иконе изображение прославленных русских чудотворцев, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и развернувшейся у их ног обители традиционно и по композиционному построению восходит к панорамным гравюрам, получившим распространение с конца XVII столетия. Большинство известных икон этого извода датируются не ранее XVIII века, причем некоторые из них буквально превращаются в важный топографический источник по изучению архитектуры монастыря.

Чудотворцы предстают во весь рост, каждый держит в руке по развернутому свитку с надписями. У верхнего края расположен внушительный по размерам картуш с заключенным в него образом Преображения, поддерживаемый двумя ангелами – так подчеркивается посвящение главного храма обители. С высоты птичьего полета открывается вид на Большой Соловецкий остров, омываемый со всех сторон морем. Соловецкая обитель располагается между бухтой Благополучия и Святым озером, занимающим верхнюю восточную часть острова. Облик монастыря передается с достаточной долей подробности. Это пятиугольная в плане крепость с восьмью угловыми башнями, территория которой разделена на три двора: внутренний, с главными соборами, звонницами и трапезной; южный, где располагалась мельница, и северный с мастерскими и хозяйственными помещениями.

Памятник является ярким примером иконописания эпохи барокко, что отражается, в первую очередь, в колорите, построенном, на сочетании многообразных оттенков синего и красного, местами разбавленного охрой и темно-зеленым. Фон утрачивает абстрактность – отныне иконописец изображает небо, причем характерной приметой времени становится световая «растяжка» – переход от розового у линии горизонта до постепенной синевы. Типичны белые клубящиеся облака, барочный сложной формы пышный картуш, в который заключена сцена Преображения. Судя по всему, время создания иконы не выходит за рамки 50-х – 60-х годов XVIII столетия.