Бичевание Христа

Бичевание Христа

Около середины XVIII века


55,1 х 39,9 х 3,6. Дерево, темпера.

Происхождение не установлено. Находилась в собрании В. С. Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 г. Инв. № ЧМ-268

Публикуемая икона с изображением сцены Бичевания Спасителя некогда входила в состав страстного цикла иконостаса неизвестного ныне храма. Повышенный интерес к теме Страданий Христа во второй половине XVII – начале XVIII века связан с историко-культурными особенностями позднего Средневековья. В это время существенно возрастает роль церковной проповеди, усиливается интерес к яркости духовного слова, изменяется и отношение к Священному писанию, сюжеты которого отныне воспринимаются особенно реально и остро, а драматизм страстных сцен становится близок и понятен самому широкому кругу верующих. Складывается иная система духовных идеалов, которая находит отражение в новых иконографических, пластических и образных формах, источником для которых во многом послужила европейская печатная графика. Показательно, что большинство распространившихся в то время католических печатных изданий включали в себя цикл гравюр к «Страстям».

Аналогом для публикуемой иконы послужила Библия Пискатора, пользовавшаяся особой популярностью среди иконописцев. В ее основу легли рисунки Мартена де Воса, созданные в Антверпене в середине 1580-х годов. При сравнении обоих памятников обнаруживаются почти буквальные совпадения: сходны позы, организация пространства и расстановка фигур. Замысел композиционного решения отличается стремлением к пространственной глубине, правильному построению перспективы, фигуры воинов изображены в сложных позах и ракурсах. В то же время стиль живописи сохраняет традиционную систему иконописной трактовки, что проявляется, в первую очередь, в написании плоского, однотонного абстрактного фона вместо распространившихся с середины XVII столетия сложных архитектурных кулис, на фоне которых традиционно разворачиваются описываемые события.

Художественные особенности живописи свидетельствуют о создании памятника в провинциальной среде под влиянием распространившегося в это время стиля барокко. Характерные для этого направления цветовые контрасты усиливают эмоциональность драматического переживания.