Великомученица Екатерина Александрийская
Около середины XVIII века. Ярославль
108 × 53 см. Дерево, левкас, темпера.
Происхождение не установлено.Ранее: собрание Н. Фомичева. Поступила в 2010 г. Инв. № ЧМ-569.
Реставрирована до поступления в музей Н. Фомичевым.
Уникальная храмовая икона великомученицы Екатерины Александрийской второй четверти – середины XVIII века является шедевром ярославского искусства. Прославлению святой, принадлежавшей к царскому роду и поэтому соименной многим русским царицам и придворным дамам, в официальном искусстве Синодального периода послужили ее особые качества, которыми, согласно житию, была наделена Екатерина, отличавшаяся редкой красотой и способностями к наукам и литературе. Иконография иконы с предсмертной молитвой Господу (в соответствии с изводом Нового времени замененного Оком Божиим в облачном треугольнике) отвечала обычаю, который существовал в церкви во имя вмц. Екатерины великокняжеского дворца в Кремле, где великие княгини и царицы получали разрешительную молитву после родов и причащались во время постов. Под влиянием западноевропейских образцов в руках мученицы появляются меч и процветший крин (знак грядущей победы над смертью), также связанные с прославлением ее как небесной покровительницы царствующих императриц. Облик девы с распущенными волосами, украшенной брачным венцом в виде барочной короны, как и ее облачение, которое приобрело здесь особенную роскошь, также заимствованы из европейских картин. Особенности тонкого, невероятно тщательного письма, изощренно-рафинированного колорита, истонченной золотой инокопи на одеждах, роскошной живописи пейзажа и цветов, таящих построек на поземе, разбеленного плотного голубого фона «с растяжкой», позволяют связывать икону с работой ведущего ярославского мастера около середины XVIII века.