01 декабря, 2017

Выставка «Русская икона и новое искусство» в городе-крепости Пальманова (Италия)

Выставка «Русская икона и новое искусство» в городе-крепости Пальманова (Италия)

С 18 декабря 2017 года по 4 февраля 2018 года в итальянском городе Пальманова в области Фриули – Венеция-Джулия пройдет выставка русского искусства, на которой будут представлены иконы XVIIXVIII веков из государственного Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и частного Музея русской иконы, а также два произведения искусства XXXXI веков, хранящиеся в частных коллекциях – работа Владимира Татлина «Композиция с прозрачными плоскостями» (1916 год) и современная скульптура «Богоматерь Великая Панагия» художника Дмитрия Гутова (2012 год).

Выставка «Русское икона и новое искусство» состоялась благодаря инициативе президента «Фонда Аквилея» Антонио Дзанарди Ланди и была горячо поддержана мэром Пальмановы Франческо Мартинесом. С российской стороны проект курировало Посольство Российской Федерации в Итальянской Республике и лично Чрезвычайный и Полномочный Посол Сергей Разов.

9 июля этого года исторический город-крепость, заложенный венецианцами в конце XVI века и спроектированный учеником Андреа Палладио архитектором Винченцо Скамоцци, стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выставка русского искусства, по словам президента региона Фриули – Венеция-Джулия Деборы Серраккьяни, «представляет собой достойное завершение этого важного для города года». Экспозиция русского искусства будет представлена в Пороховом складе Наполеоновской армии, сегодня использующегося как выставочный зал.

Русское искусство для европейского зрителя – это, в первую очередь, иконопись и авангард, сходство которых отметил уже в начале ХХ века художник Анри Матисс. Выставка «Русская икона и новое искусство» показывает непрерывность развития русской художественной культуры и единую христианскую основу русской и европейской культур, построенных на общих ценностях: любви, милосердии и сострадании.

Тесные связи русского и итальянского искусства прослеживаются на протяжении многих столетий. В XVIIXVIII веках русская икона активно усваивала барочную стилистику – колорит, орнаментальные мотивы, светотеневую моделировку и даже отдельные иконографические схемы, но при этом все равно оставалась собой и не становилась тождественна европейской религиозной живописи. А в начале ХХ века мир увидел русский и итальянский авангард – два сходных, но не идентичных направления, определивших развитие искусства ХХ и XXI веков.

На выставке «Русская икона и новое искусство» перед зрителем предстанут богородичные образы («Богоматерь Одигитрия (Шуйская)» и «Богоматерь Одигитрия (Тихвинская)» XVII века, «Богоматерь Страстная» конца XVII – первой трети XVIII века), христологический цикл («Преображение» XVII века, «Вход Господень в Иерусалим» XVIII века) «Воскресение Христово» XVIII века), а также иконы «Архангел Михаил», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)», «Чудо Георгия о Змие», «Мученики Кирик и Иулитта», «Великомученица Параскева Пятница», наконец, изображения русских святых: «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобные Зосима и Савватий», «Преподобный Макарий Унженский», «Преподобный Нил Столобенский», «Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские» – всего 36 икон и два авторских произведения.

Общность русской иконы и искусства авангарда заключается в том, что художники начала ХХ века, стремясь к чистому творчеству, создавали образы трансцендентных сущностей, используя для этого вполне земные средства: краски, кисти, которыми они воплощали некие формы. Как и средневековые иконописцы, они стремились показать земными средствами нечто большее, чем в состоянии постичь человеческий разум и чувства. Иногда художники напрямую обращались к наследию: стилистике и сюжетам русской иконы, даже к технике. Начало XX столетия отмечено сложными духовными исканиями, и в сущности, многие работы русских авангардистов можно считать иконическими образами. Среди них – подобный иконе объект Владимира Татлина, созданный в иконописной технике. На нем представлены цветные прозрачные плоскости на золотом фоне, за которыми проступают черные провалы в беспредметную пустоту.

В наше время интерес к иконе разносторонний: это и возрождение традиций иконописания, и художественная рефлексия на тему наследия. В частности, Дмитрий Гутов очень точно воспроизвел великолепную икону XIII века с помощью грубых железных полос. Изображение построено так, что при неверном ракурсе оно распадается, превращаясь в хаотичное нагромождение непонятных форм. Это, пожалуй, самое точно отражение идеи возвращения к вечно актуальным истокам, преодолевая хаос и распад.

Антонио Дзанарди Ланди, президент «Фонда Аквилея»: «Восстановление позитивных отношений с российской Федерацией через преодоление нынешних трудностей представляет собой незаменимый фактор для скоординированной борьбы с вызовами безопасности, развитию и росту, а также идентичности и роли Европы на глобальном уровне. Экспонируемые произведения отображают новейшее явление в искусстве русских иконописцев: впервые в художественный жанр, остающийся, на первый взгляд, неизменным, в рамках которого на протяжении почти тысячелетия воспроизводились те же самые темы и стилистические черты, привносятся новые элементы и веющий издалека дух: ветер итальянского и европейского барокко долетел до городов и далеких русских деревень, где трудились и молились мастера иконописи. Барокко, слегка размытое на долгом пути, но вполне узнаваемое и радующее глаз, как, впрочем, и печать, которую семнадцатый век наложил на суровые сооружения и военные постройки Пальмановы. Кажется, именно эта открытость новым художественным веяниям предопределила “генетические” изменения в искусстве иконописцев, которое с той поры следует духу времени, а иной раз и опережает его. Свидетельством тому два произведения, завершающие экспозицию: “Композиция с прозрачными плоскостями” Владимира Татлина (1916), ранее не выставлявшаяся, а также современная скульптура из железа и стали “Богоматерь Великая Панагия ” Дмитрия Гутова (2012). В заключение хочется выразить надежду, что проведение крупной выставки русских икон в Пальманове станет четким сигналом, свидетельствующим о стремлении к возобновлению более углубленного диалога во всех сферах с миром великой русской культуры, внесшей столь огромный вклад в европейскую культуру и искусство в рамках многовекового процесса взаимообогащения и взаимного вдохновения».

Сергей Разов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Итальянской Республике: «Православное искусство является духовной основой российской культуры и цивилизации. Его богатое наследие оказало существенное влияние в том числе на отечественных художников нового и новейшего времени. Предназначение этой экспозиции – не только показать традиционные русские иконы, но и связь, таких, казалось бы, разных явлений, как иконопись и современное искусство XX-XXI вв. Выставка «Русская икона и новое искусство», безусловно, расширяет кругозор знаний о православии. Она подтверждает, что ее организатором удалось найти связь между сакральной живописью русских мастеров прошлого и произведениями их современных последователей, черпающих из полученного им в наследство источника вдохновения свои не менее богатые сюжеты. Уверен, что данная инициатива вызовет живой интерес у итальянской публики, а также послужит укреплению духовных связей между нашими народами».

Михаил Абрамов, меценат, основатель Музея русской иконы: «Мы хотели продемонстрировать идею, которая является связующим звеном между великой итальянской культурой с ее римскими корнями, постоянно дающими о себе знать в рамках различных стилей, и культурой русской, которая только кажется изолированной от общеевропейских культурных процессов и стилистических тенденций, но в действительности живо откликавшейся на смену так называемых Больших Стилей в европейском искусстве, адаптируя новое искусство под свои цели. В экспозицию вошли иконы Христа, Богоматери, образы христианских праздников и монахов-отшельников, основывавших вдали от цивилизации свои монастыря, становившиеся потом культурными и духовными центрами. Помимо икон, на выставке представлено произведение художника-авангардиста, исполненное в иконописной технике, парадоксально беспредметный иконический образ, и работа современного художника, утверждающая вечную актуальность духовного и художественного наследия христианского средневекового искусства, а также возможность воплощать эту идею самыми неожиданными и сложными средствами».