Основные памятники

Музей русской иконы — не только самое крупное и значительное по уровню представленных произведений частное собрание, насчитывающее почти 4500 единиц хранения, но, безусловно, самое широкое по охвату материала, поражающего своими хронологическими рамками. Оно включает произведения важнейших художественных центров восточнохристианского искусства: от античных и позднеримских образцов, служивших основой византийской образности; раннехристианских и собственно византийских древностей VI–XIV вв., некоторые из которых не имеют аналогов даже в богатейших собраниях государственных музеев; греческих и поствизантийских памятников; произведений эфиопской культуры.

Русская иконопись XIV–XV веков

Особое место среди русских икон, входящих в собрание Музея, принадлежит произведениям XIV–XV веков, в том числе нескольким шедеврам, созданным выдающимися иконописцами. Древнейшие из них связаны с ростовской живописной традицией Северо-Восточной Руси.

Середина—третья четверть XIV века. Ростов (Поонежские земли) 53,0 × 27,3 × 1,3–1,5. Дерево (хв...
Последняя четверть—конец XIV века. Ростовские земли 48,7 × 33,6 × 2,2 см. Дерево (липа), доска...
Вторая четверть XV века. Москва 88,0 × 69,0 × 2,3. Дерево (липа), три доски, две встречные вре...
Конец XV века. Ростовские земли (Ярославль ?) 62,2 × 49,6 × 2,7. Дерево (липа), две доски, две...
Иконы Пскова XV–XVI веков

Художественный уровень частных коллекций и небольших домашних музеев часто определялся числом и характером представленных в них псковских икон, обычно служивших гордостью собирателей. Малое число дошедших до нашего времени произведений Древнего Пскова лишь увеличивает ценность таких приобретений. В этом отношении беспрецедентной для частного собирательства является псковская коллекция Музея русской иконы, насчитывающая более десятка древних памятников.

Середина XV века. Псков 77,6 х 60,5 х 2,7 см. Дерево, левкас, темпера. Монументальный обр...
Начало - первая треть XVI века. Псков 27,6 × 23,0 × 2,2. Дерево (липа), доска цельная, две вре...
1520 - 1530-е годы. Псков 76,1 х 53,4 х 3,7. Дерево (сосна), две доски, две односторонние врез...
1520–1530-е годы. Псков 76,2 х 53,1 × 3,8. Дерево (сосна), две доски, две односторонние врезны...
Русская иконопись XVI века

Собрание иконописи XVI столетия многообразно и включает как памятники раннего XVI века, созданные в круге ростовских традиций Северо-Восточной Руси, так и целый ряд произведений связанных с московским искусством эпохи царствования Ивана Грозного, принадлежащих кисти ведущих мастеров, работавших по заказам царской семьи. Заметное место в коллекции занимают памятники региональных центров (Вологодских земель, Русского Севера, Нижнего Новгорода), которые приобрели свой яркий живописный стиль именно в XVI веке.

Около 1500 года - начало XVI века. Ростов 113,3 × 33,5 × 2,5. Дерево (липа), доска цельная (со...
Начало - первая треть XVI века. Тверь 41,3 × 21,4 × 2,2. Дерево (липа), авторская основа, сост...
Первая четверть XVI века (1510-е годы). Ростов 51,0 × 41,5 × 2,5. Дерево (липа), доска цельная...
Первая треть XVI века. Ростов 87,5 х 70,0 х 3,0 см. Дерево, левкас, темпера. Икона «Проро...
Русская иконопись XVII века

Русская живопись XVII века, составляющая в истории древнерусского искусства целую эпоху и оставившая неисчерпаемое число памятников, чрезвычайно разнообразных по своим художественным проявлениям и особенностям письма отдельных крупных центров, представлена в собрании Музея широким кругом икон. Многие из них должны быть отнесены к выдающимся произведениям своего времени.

Около 1600 года. Обонежье 58,5 × 46,7 × 3,0. Дерево (ель), доска цельная, одна врезная односторон...
Около 1600 года – начало XVII века. Сольвычегодские вотчины 40,1 × 36,5 × 2,8. Дерево (липа), дос...
Первая треть XVII века. Нижний Новгород 59,8 х 49,8 х 2,3. Дерево (сосна), две доски, две врезные...
Первая треть XVII века. Тверские земли 177,0 × 61,2 × 5,9. Дерево (ель), две неровные доски, две ...
Русская иконопись ΧVIII века

Иконопись XVIII века, сформировавшаяся под влиянием проникшей в русскую культуру европейской эстетики, обладает поразительной художественной многоликостью и разностильностью. Довольно полно представленное в экспозиции музея церковное искусство XVIII века − явление неординарное для частного собирательства, поскольку произведения этой эпохи редко становились предметом коллекционирования. Демонстрируемые здесь иконы, относящиеся к самым разным художественным направлениям, отличаются высоким уровнем мастерства, а некоторые из них являются выдающимися памятниками своего времени. Гордость собрания – первоклассная коллекция произведений, исполненных в барочной стилистике в ведущих столичных мастерских Петербурга и Москвы, крупнейших центрах Центральной России, а также в более отдаленных северных регионах (Вологде, Великом Устюге, Тотьме), переживавших на тот момент настоящий художественный взлет.

Начало XVIII века. Поволжье (Костромские земли) 7,4 × 68,2 × 3,1. Дерево (липа), три доски, дв...
Начало XVIII века. Костромские земли 58 х 45 х 5,5. Дерево, левкас, темпера. Происхождени...
Начало XVIII века. Костромские земли 159,2 х 85,1 х 3,2. Дерево, левкас, темпера. Происхо...
Начало XVIII века. Ярославль 31,6 × 26,7 см. Дерево, левкас, темпера. Происхождение не устан...
Русская иконопись XIX – начала ΧΧ века

В Музее русской иконы широко представлены произведения прославленных иконописных центров XIX – начала XX веков, многие из которых сохранили дату своего создания и авторскую подпись. Это и яркие образцы так называемых «романовских писем» – искусства, сформировавшегося на почве старообрядческого Романова-Борисоглебска (Ярославская область); и великолепные памятники иконописи Урала и, в частности, Невьянска, где поздняя русская иконопись пережила в XIX столетии поистине блистательный расцвет; а также внушительное собрание самых знаменитых центров иконописания XIX века – Палеха и Мстёры, искусство которых представляет собой одно из самых значительных живописных явлений Нового времени, причем несколько икон относятся к творчеству наиболее крупных работавших здесь мастеров – И.С. Чирикова, М.И. Дикарева, В.П. Гурьянова, Е.И. Брягина, А.И. Цепкова.

Около 1800 года. Ярославль 23 × 18,9 × 2,5 см. Дерево, левкас, темпера; серебро. Происхож...
Начало XIX века. Поморье 35,9 х 30,9 х 2,5. Дерево (липа), доска цельная, две врезные встречны...
1803 год. Калуга (?) Оклад: 1781 год. Москва. 35,5 х 29,3. Дерево, левкас, темпера; сереб...
Начало XIX века. Великий Устюг 99 х 87,9. Дерево, левкас, темпера. Происхождение не устан...
Греческое и поствизантийское искусство XV–XVIII веков

Небольшая, но очень важная по составу и художественному уровню коллекция поствизантийских и греческих икон Музея – явление совершенно не типичное для частного собирательства в России. Она включает несколько высокохудожественных образов, принадлежащих кисти критских мастеров, а также редкие царские врата, связанные с восточнохристианской культурной традицией.

Середина XV века. Крит. Мастерская Ангелоса Акотантоса 37,0 х 30,4 х 2,3. Дерево (орех?), доск...
Середина XVII века. Северная Греция (Афон?) 29,0 х 24,0 х 2,7. Дерево, доска цельная, без ковч...
Вторая половина XVII века. Крит 52,7 × 41,9 × 1,9. Дерево, две доски, две врезные сквозные сил...
Конец XIV – первая треть XV века (?). Восточная Словакия (Галичина или Закарпатье) 112,1 х 36,...
Византийское прикладное искусство VI–XIV веков

Византийская коллекция Музея уникальна по своему составу, древности и художественной значимости памятников, равных которым нет даже в крупных государственных российских собраниях. Они не только позволяют хотя бы отчасти реконструировать богатые интерьеры и храмовое пространство Византии, но и дают яркое впечатление о многочисленных предметах убранства, привезенных в домонгольское время для украшения церквей новокрещенной Киевской Руси, почти не дошедших до нашего времени.

VII–VIII века. Византия 49,4 × 15,7 × 14,1; 49,5 × 14,8 × 13,2. Бронза; литье. Происхожде...
X–ХI век. Византия 9,0 × 4,0. Бронза; литье, гравировка. Происхождение не установлено. Пр...
Византия. X–ХI века 9,0 × 4,0. Бронза; литье. Происхождение не установлено. Приобретен в ...
X–XII века. Византия 69,4 × 35,8 × 1,6. Железо, серебро, золото; ковка, золочение, гравировка....
Русское прикладное искусство XII–XIX веков

Предметы мелкой пластики XII−XVI веков дают представление о своеобразии и особенностях древнерусского прикладного искусства. Чрезвычайно редкостным для частных собраний является произведение лицевого шитья конца XVI столетия, прекрасное по сохранности и качеству исполнения.

Начало XII века. Киевская Русь 10,1 × 7,1 × 0,5 (с петлями); 8,3 × 7,1 × 0,5 (без петель). Мед...
30-е годы XIII века. Ювелирная мастерская городища Великие Болгары (?) 7,6 × 6,2 × 1,3. Диамет...
XV век. Московская Русь 7,5 × 5,0 × 0,2 (с петлями); 6,0 × 5,0 × 0,2 (без петель). Медный спла...
Конец XV – начало XVI века. Новгород 5,8 × 4,7 × 0,1 (с оглавием); 5,1 × 4,7 × 0,1 (без оглави...
Эфиопское христианское искусство

Уникальное и наиболее полное в России собрание эфиопского искусства, насчитывающее более 2400 предметов. В его состав входят разнообразные по форме, размерам и типам кресты: от небольших нательных, изготовленных из серебра или меди, до больших процессионных, использовавшихся во время торжественных богослужений; памятники живописи – иконы, складни, картины религиозного и светского характера, а также целый ряд рукописных книг и пергаментов с текстами и миниатюрами, этнографические предметы народного ремесла – гончарные изделия, плетение, резьба по дереву и роспись по коже, лубок. Собрание содержит редкие по своей красоте и изяществу серебряные произведения из придворной мастерской Менелика II, представляющие собой подвески самых разнообразных форм и размеров, выполненные в технике филиграни.

XIX век. Эфиопия 44,5 х 74,0 х 3,6 см (в раскрытом виде). Ранее: собрание Лотар А. Микуса (Г...
XIX век. Эфиопия 17 х 14 х 8,5 см. Ранее: собрание Лотар А. Микуса (Германия). Поступила в 2...
Конец XIX века. Эфиопия 190,1 х 11,9 х 0,1 см. Ранее: собрание Лотар А. Микуса (Германия)...
XIX–XX века. Эфиопия 21,2 х 8,4. Металл, литье. Ранее: собрании Lothar A. Mikus (1925–200...
Античный и позднеримский период

В коллекции Музея русской иконы имеется несколько древних памятников, созданных еще во времена античности.

IV век до н. э. Греция (Малая Азия?) 45,8 × 48,5 × 18,5. Мрамор, резьба. Происхождение не...
I–II вв. (?). Римская провинция (Греция ?) Высота 11,7. Мрамор Происхождениене установлен...
Лицевая сторона: III век (?). Оборотная сторона: V-XII века. Сирия или Египет (?) 55,0 × 35,0 ...

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies. Согласен