Рождество Богоматери

Рождество Богоматери

Начало XVIII века. Костромские земли


159,2 х 85,1 х 3,2. Дерево, левкас, темпера.

Происхождение не установлено. Ранее находилась в собрании В.С. Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 г. Инв. № ЧМ-368.

Икона посвящена одному из великих двунадесятых праздников – Рождеству Богородицы. Литературным источником для композиции послужил текст апокрифического Протоевангелия Иакова II–III вв.

В отличие от широко распространившихся с XVII столетия икон, подробно иллюстрирующих эпизоды из жизни Иоакима и Анны и детства Марии, публикуемый памятник относится к краткому иконографическому изводу, оформившемуся еще в конце XIII столетия. Композиция отличается емкостью и лаконичностью построения, что придает художественному языку произведения максимальную ясность и выразительность. Святая Анна полусидит на высоком ложе, справа к роженице склоняются жены с дарами и золотыми сосудами,  – мотив, восходящий к ритуалу церемониального поздравления византийских императриц. У подножия сцена омовения новорожденной Марии: спеленатый младенец сидит на руках повитухи, пробующей воду, которую служанка льет из кувшина в пышную по оформлению серебряную купель. Редкой особенностью извода является включение в композицию фигуры сидящего у ложа Иоакима, причем беседа праведных супругов становится основой образа. Выразительный жест руки Иоакима, обращенной к внимающей ему Анне, как и само его изображение в основном встречается в памятниках поволжского происхождения. Сложные многоуровневые архитектурные кулисы почти полностью заполняют фон иконы и делят композицию на отдельные зоны. Перенесение традиционной иконографической схемы на вытянутый формат доски предопределил своеобразное расположение фигурок двух дев, приносящих дары и изображенных здесь в сжатом палатами пространстве.

Художественные особенности иконы свидетельствует о работе мастеров начала XVIII века, выходцев из отдаленных костромских земель. Для них характерна цветовая гамма, построенная на сильных контрастах доминирующего зеленого тона с красными пигментами кораллово-розовых оттенков; особенности личного письма, исполненного по темному подмалевку активными белильными высветлениями и активной подрумянкой; и манера написания жестких по рисунку драпировок одежд. Значительные размеры памятника дают основание думать, что это был храмовый образ одного из храмов, посвященных Рождеству Богородицы.


Подробнее

Экспозиция «Христианское искусство Эфиопии» временно закрыта. Залы 4 этажа будут закрыты с 15 ноября по 3 декабря.