20 апреля, 2018

Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» откроется в г. Бари (Италия)

Выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие» откроется в г. Бари (Италия)

 

Министерство культуры
Российской Федерации
Музей имени Андрея Рублева
Музей русской иконы

Суверенный Мальтийский Орден 

Министерство культуры Италии

Музейное объединение Апулии

 


Выставочный проект «Русская икона: Молитва и Милосердие» / “Licona russaPreghiera e Misericordia

Под патронажем Представительства Российской Федерации

при Суверенном Мальтийском Ордене

В рамках официальной программы международного Фестиваля «Русские Сезоны»

 30 апреля – 30 июня 2018 года 

Свевский замок, площадь Фридриха II Штауфена, 4, 70122 Бари, Италия


В октябре–декабре 2017 года в римском палаццо Браски (Музеи Рима) с большим успехом состоялась выставка «Русская икона: Молитва и Милосердие», посвященная 25-летию установлению официальных отношений между Российской Федерацией и Суверенным Мальтийским Орденом.

Проект стал возможен благодаря личному участию Антонио Дзанарди Ланди, Посла Суверенного Мальтийского ордена в Ватикане, Александра Авдеева, Чрезвычайного и Полномочного Посола Российской Федерации в Ватикане, Представителя Российской Федерации при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству, и Илариона, митрополита Волоколамского, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Это культурное событие имело большой успех, поэтому по инициативе итальянской стороны было решено продолжить начатую инициативу и  представить шедевры русской иконописи в городе Бари, третьим по степени святости христианском центре.

Тема и идея выставки «Русская икона: Молитва и Милосердие» исходят из стремления напомнить об исконной общности жизненных идеалов христиан Запада и Востока, для которых молитва и милосердие были важнейшими проявлениями служения Богу и неотъемлемой составляющей повседневной жизни. Эти общехристианские идеалы раскрывает русская икона.

Идея милосердия и по сей день определяет менталитет людей в странах христианской традиции. В этой связи представляется символичной организация выставки русских икон из собраний двух московских музеев, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музея русской иконы, в городе Бари, хранящем реликвии одного из самых милосердных святых раннего христианства, одинаково любимого и почитаемого и на Востоке, и на Западе. Согласно древнерусскому тексту Похвалы на перенесение мощей, святитель Николай сам пожелал быть перенесенным в Бари после турецкого набега на Миры Ликийские.

В состав настоящей выставки вошли памятники XVII–XVIII веков, что обусловлено намерением познакомить европейского зрителя с русской иконой эпохи интенсивного культурного сближения России с Европой. Этот процесс, наряду с реформами, был инициирован царем, впоследствии императором Петром I. По его приказу в Европу едут с целью установления государственных и экономических контактов крупные государственные деятели, дипломаты, военные. Они привозят на родину свои путевые записки, в которых открывают для русского общества своеобразие духовной и практической жизни Европы. В частности, в 1697 году с дипломатической миссией к европейским государям и папе Римскому был отправлен боярин Борис Петрович Шереметев, а годом позже – стольник Петр Толстой, оставивший подробное описание Бари и базилики, где хранятся мощи св. Николая, объединяющие католиков и православных. Как и Шереметев, он посетил и Валетту, резиденцию Мальтийского ордена, с которым Россия установила тогда впервые дипломатические отношения с целью объединить усилия для защиты христиан во всем мире.

Для России то была эпоха глубоких изменений во всех сферах жизни, в том числе в искусстве: появилась светская живопись. При этом икона сохранила свое значение и суть, обогатив свой художественный язык новшествами западного искусства. Она наиболее полно отвечала религиозному, порой мистическому восприятию мира русским человеком и практике его жизни. Возможность иконы передавать трансцендентные сущности заставляла обращаться к ней представителей русского авангарда начала ХХ столетия, искавших способы воплотить средствами искусства основы мироздания. Современные художники ищут свои пути и материалы для создания иконических образов. Все эти проявления русской иконы представлены на выставке.

Важным отличием выставки в Бари станет включение в ее состав иконописного шедевра XIV века – образа святителя Николая, происходящего с Русского Севера. Памятник из собрания Музея русской иконы демонстрирует редкую региональную интерпретацию иконографии святого, в которой сочетаются красота милостивого образа и аскетизм северных писем.

Кураторами проекта стали Лилия Евсеева, ведущий сотрудник отдела научных исследований и каталогизации Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, и Юлия Бузыкина, руководитель научно-просветительского отдела Музея русской иконы.

Мы надеемся, что выставка в Бари станет ярким продолжением масштабного международного культурного проекта, помогающего установлению дружеских межконфессиональных и межнациональных отношений и устранению противоречий между христианами Востока и Запада.

Ольга Голодец, Заместитель председателя Правительства РФ, Председатель Оргкомитета Международного фестиваля «Русские сезоны»: «Два московских музея – Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музей русской иконы – привезли в город Бари блистательные произведения русского церковного искусства XVII – XIX веков и искусства авангарда XX – XXI веков. Эти, на первый взгляд, разные явления в мировой художественной культуре связаны организаторами выставки в единую стройную концепцию, что отражает саму суть культуры – объединять, выстраивать диалог, находить параллели, созидать и примирять».

Микеле Эмилиано, Президент региона Апулия: «Удачное расположение города Бари в Средиземноморском регионе указывает не только на его географическую позицию и богатую историю, но и на возможность того, что в дальнейшем Средиземноморье может стать культурным перекрестком для диалога и мирного сосуществования различных народов. Я верю, что выставка, о которой идет речь, является прекрасным примером такого диалога культур».

Александр Авдеев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Ватикане, Представитель Российской Федерации при Суверенном Мальтийском Ордене по совместительству: «Экспозиция дает возможность зрителям представить замечательное христианское искусство православной иконы и, несомненно, способствует укреплению межгосударственных отношений между Россией и Ватиканом, установлению более тесных и доверительных связей между братьями по христианской вере – православными и католиками. Я благодарю два главных российских музея иконы – Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева и Музей русской иконы, без которых эта выставка не смогла бы состояться».

Фра Джакомо Далла Торре дель Темпио ди Сангвинетто, Лейтенант Магистра Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты: «Русская икона: Молитва и Милосердие обеспечивает беспрецедентную возможность экспонирования этих шедевров религиозного искусства, воплощающих один из специфических аспектов богатого художественного наследия России. Решение провести эту выставку в Бари делает это событие поистине уникальным. Я надеюсь и верю, что красота этих произведений искусства будет способствовать более глубокому пониманию духовно-художественного наследия России и укреплению взаимопонимания между католической и православной церквями».

Антонио Дзанарди Ланди, Посол Суверенного Мальтийского ордена в Ватикане: «Мы надеемся, что такая важная выставка русской иконописи, устроенная именно в Бари, станет ярким проявлением желания и стремления возобновить более глубокий и всесторонний диалог с миром великой русской культуры, которая внесла свой неоценимый вклад в развитие европейской цивилизации и искусства в процессе многовекового взаимного влияния и обогащения».

Франческо Какуччи, Архиепископ-Митрополит Бари-Битонто: «Данная выставка напоминает нам о том, что католики и православные едины в иконопочитании. Они разделяют общую веру в Воплощение, благодаря которому Господь изображается и в чертах Сына Своего – в «образе Бога невидимого» (Послание к Колоссянам 1, 15), и в ликах Святых, преображенных Божественным Светом и озаренных Духом Святым. Именно этот Свет русская иконопись сумела выразить с гениальным мастерством, не имеющим себе равных, впитав в себя византийскую духовную традицию исихазма. Русскому богословию, как никакому другому, суждено было передать иконографическое таинство обратной перспективы (Павел Флоренский): это не мы созерцаем иконы, а иконы зрят на нас». 

Иларион, Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: «Сердечно приветствую открытие в городе Бари выставки «Русская икона: Молитва и Милосердие», подготовленной Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и московским Музеем русской иконы. У этой выставки есть высокое предназначение – раскрыть перед итальянским и более широко – европейским обществом древние традиции отечественной иконописи, берущей своё начало в Византии и обогатившейся на Руси особым молитвенно-богословским содержанием».

Антонио Декаро, Мэр города Бари: «Как представитель города Бари, я с радостью сообщаю о возможности принять в стенах Свевского замка выставку русских икон, посвященных темам молитвы и милосердия в православной иконографии, выполненных русскими мастерами XVII-XVIII веков. В такие эпохи, как наша, когда отношения между православной и католической культурами вновь переживают подъем, эта выставка является одним из кирпичиков моста между Востоком и Западом, который продолжает стоять, несмотря на ход времен и взаимные разногласия».