18 августа, 2018

Открытие новой экспозиции

Открытие новой экспозиции

В августе 2014 г. в Музее русской иконы открылась новая экспозиция, посвященная иконописи XIX–XX вв. Теперь на четвертом этаже музея можно увидеть позднюю русскую икону во всем ее многообразии – от простейших краснушек и печатавшихся в Москве хромолитографий, до внушительных храмовых образов; от пронизанных западным романтизмом интерпретаций Чуда Св. Георгия о змие (столь свойственных «благолепию» Синодальной Церкви) до строго каноничных старообрядческих икон, созданных в различных центрах «древлего благочестия» – Москве и Подмосковье, Твери, Ветке, Поморье и Урале.

Особая часть экспозиции посвящена искусству книжного письма. Часто встречаемые в восточнохристианских миниатюрах и иконах образы работающего над книгой писца, размещенного в творческой обстановке скриптория, навели нас на мысль о воссоздании на экспозиции средневекового пространства книжной мастерской, устроенной по образцу этих изображений. Предметы старинной мебели, утвари и письменных принадлежностей VIII–XIX вв., многие из которых можно считать истинными произведениями декоративного искусства, стали не только экспонатами, но органической частью этой художественной инсталляции. Не только наших маленьких посетителей, но и взрослых заинтересует созданный сотрудниками музея краткий анимационный фильм, ярко иллюстрирующий предназначение основных размещенных здесь предметов. Желающие могут пролистать цифровой экземпляр «Радзивилловской летописи» – выдающегося памятника древнерусской письменности XV века.

И, конечно же, на четвертом этаже снова открыта старообрядческая моленная, чьи стены, числившиеся бесхозной постройкой, были некогда вывезены и спасены от разрушения директором музея – Н.В. Задорожным.

В связи с ощутимым расширением экспозиции памятниками старообрядческого искусства, нельзя не отметить, что авторская экскурсия Е.Б. Солодовниковой «Мир русского скита: культура старообрядцев», пользующаяся неизменной популярностью у посетителей, теперь получила новый материал и большее пространство для обзора и обращения к художественным традициям древлеправославных согласий.