04 июля, 2018

Международная научная конференция «Святитель Николай, Бари и русские иконы»

Международная научная конференция «Святитель Николай, Бари и русские иконы»

28 и 29 июня в итальянском городе Бари прошла международная научная конференция «Святитель Николай, Бари и русские иконы», ознаменовавшая собой завершение выставки «Русская икона: Молитва и милосердие» – совместного проекта Музея русской иконы и Музея им. Андрея Рублева.

В конференции, которая получилась не только международной, но и междисциплинарной, приняли участие ученые и духовные лица из России, Италии и США: российские искусствоведы Энгелина Смирнова, Геннадий Попов, Александр Преображенский и Юлия Бузыкина, итальянские слависты Марчелло Гардзанити и Стефано Гарзоньо, хранитель базилики святителя Николая в Бари отец Джерардо Чоффари, настоятель Папского колледжа «Руссикум» Джермано Марани, профессор Московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов), а также художник Дмитрий Гутов, автор представленной на выставке трехмерной металлической скульптуры «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)». Организатором форума выступил известный российский искусствовед Алексей Лидов, автор концепции иеротопии, то есть перенесения сакральных пространств. Среди приглашенных гостей, открывавших конференцию, были архиепископ города Бари Франческо Какуччи и американский искусствовед, автор фундаментального труда об иконографии святителя Николая Нэнси Паттерсон-Шевченко.

Два дня заседаний были полностью посвящены святителю Николаю, образ которого рассматривался через самую разную научную и богословскую оптику. Заместитель директора по научной работе Музея им. Андрея Рублева Геннадий Попов рассказал об иконе святителя Николая из Зарайска, профессор МГУ Энгелина Смирнова – о житийных иконах Николая Зарайского, доцент МГУ Александр Преображенский – об образах Николая Чудотворца в храмах Можайска, заместитель директора по научно-просветительской работе нашего музея Юлия Бузыкина – об образе города Бари в русских иконах и записках путешественников.

Хранитель базилики святителя Николая в Бари отец Джерардо Чоффари посвятил свою презентацию анализу древнейших латинских, греческих и русских источников о Христе и Богородице в иконах свт. Николая, а настоятель Папского колледжа «Руссикум» Джермано Марани – пути свт. Николая и Дьякония сегодня.

Большой интерес вызвал доклад игумена Дионисия (Шлёнова), посвященный эпитету «чудотворец», применяемому к свт. Николаю в византийской литературной традиции. Автор проследил сложение и развитие традиции называния свт. Николая Чудотворцем, которая возникла не в одночасье, а имела свое развитие. Другим сообщением, напрямую не связанным с иконописью, но в полноте раскрывающим традицию почитания свт. Николая стал доклад Алексея Лидова, в котором автор рассказал об особенностях почитания святителя в Древней Руси.

Конец второго дня заседания был посвящен культурологическим темам. Профессор Флорентийского университета Марчелло Гардзанити прочитал доклад «Итальянская культура и русская иконография», а профессор Пизанского университета Стефано Гарзоньо посвятил свое сообщение теме иконы и Мадонны в русской поэзии, размышляя над текстами Пушкина и Баратынского. Завершил конференцию доклад художника Дмитрия Гутова «Икона и авангард», ставший плавным переходом из мира науки в мир искусства и подготовивший слушателей к торжественной церемонии закрытия выставки «Русская икона: Молитва и милосердие», состоявшейся тем же вечером.

Все присутствующие отметили удачность выбранного для события формата. Посвященные свт. Николаю доклады затрагивали разные аспекты иконографии и традиции почитания святого. В завершение конференции хранитель базилики святителя Николая в Бари отец Джерардо Чоффари специально отметил, что событие, объединившее искусствоведов, филологов, духовных лиц и художника, стало прекрасным образцом перспективности междисциплинарных исследований, посвященных фигуре одного святого, и показало, как много смыслов и знаний можно извлечь, подходя к объекту изучения с разным научным аппаратом.