Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы
15 дек. 19 мар.
Выставка

Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы

м. Таганская, Гончарная ул., д.3, стр.1

Музей русской иконы принимает в своих стенах и представляет публике уральские иконы XVIII – начала XX века – удивительное явление русской духовной культуры из собрания Музея «Невьянская икона» (Екатеринбург).

Этот выставочный проект является бесценным опытом сотрудничества двух частных музеев с принципиально разными подходами к формированию коллекций. Музей русской иконы, основанный Михаилом Абрамовым, показывает феномен русской иконописи от древних времен до современности во всем разнообразии стилистических и идейных тенденций. Музей «Невьянская икона», основанный Евгением Ройзманом, всецело сконцентрирован на одном явлении – иконописи горнозаводского Урала.

Будучи историком по образованию, Евгений Ройзман лично предпринимал исследования и экспедиции в поисках невьянских икон, приобретал их на свои средства, а если покупка была невозможна, фотографировал и описывал, поскольку цель предприятия – показать феномен невьянской иконы во всей ее полноте. Музей существует с 1999 года, его коллекция постоянно пополняется.

Заказчиками и исполнителями невьянских икон были старообрядцы разных согласий – поморцы и часовенные. Их предки ушли на Урал из разных регионов центральной России от преследований и образовали самобытную культуру, душа которой отразилась в невьянской иконе. Эта иконопись удивительным образом сочетает консервативность и использование передовых для своего времени технических возможностей, барочную декорацию с древнерусскими иконографическими типами. Этот парадокс виден буквально в каждой иконе: образы, написанные по древним прорисям, обобщены и суровы, но при этом иконные доски обработаны заводским способом, по последнему слову техники.

История невьянской иконы началась три века назад. Самая ранняя икона датируется 1734 годом, самая поздняя – 1919-м. Будучи не исторической реконструкцией, но живым продолжением древнерусской традиции, невьянская икона берет от Средневековья то, что заказчикам и иконописцам представлялось самой сутью древнего благочестия. На этом основываются ее отличительные черты. В частности, личное на невьянских иконах, начиная с самых ранних, всегда светлое. Высветление достигалось постепенным добавлением все большего количества белил к охре основного тона. Белоликость стала одним из основных признаков невьянской иконы, сохранившихся на протяжении всей ее истории. Одновременно невьянские иконописцы сознательно игнорировали некоторые художественные приемы, свойственные древней живописи. Они тщательно избегали живописности, не допускали ни малейшей подрумянки, никогда не рисовали слезничков в уголках глаз.

В коллекции Музея русской иконы, принимающего выставку, Невьянск представлен великолепной иконой равноапостольной княгини Ольги. Она также войдет в экспозицию и вместе с образом святителя Николая из екатеринбургского музея станет одной из опорных точек выставочного проекта. Эти две иконы особенно наглядно демонстрируют укорененность невьянской иконописи в древних традициях, обращение к которым может примирить самые серьезные противоречия. Если образ святителя Николая, изображенного со сценой перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари, напоминает о его вселенском значении, о любви к нему во всем христианском мире, то Ольга, первая православная государыня Руси, принявшая крещение в Константинополе, утверждает выбор православной веры, чистой и неискаженной, той, которую так страстно желали восстановить как никониане, так и старообрядцы.

Невьянская икона демонстрирует парадоксальную непостижимость русской культуры, которая может сочетать истовую религиозность с передовыми технологиями, в которой предельно узкий набор художественных средств дает необычный яркий результат. По мнению доктора искусствоведения Герольда Ивановича Вздорнова, невьянскую икону можно считать последней иконописной школой.

На выставке будет представлено более ста образов, раскрывающих феномен невьянской иконы во всей его полноте.


Торжественное открытие 

14 декабря (вход по приглашениям). 

Экспозиция открыта для свободного посещения

 с 15 декабря 2018 года по 19 марта 2019 года.

Режим работы музея: 

с 11:00 до 19:00 все дни недели, кроме среды. Вход свободный.

Аккредитация СМИ: 

Богатырев Сергей Евгеньевич +7 916 741 15 92

Информационные партнеры:

The Art Newspaper Russia 

Журнал «Русское искусство»

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies. Согласен