«Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой»
01 дек. 01 мар.
Выставка

«Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой»

м. Таганская, Гончарная ул., д.3, стр.1

Музей русской иконы представляет выставку «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой», подготовленную совместно с Серпуховским историко-художественным музеем при участии Государственной Третьяковской галереи, Русской Православной старообрядческой Церкви, а также ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря. 

На выставке будут представлены более ста экспонатов: иконы, меднолитые образы, рукописные книги, графические листы с портретами духовных наставников старообрядцев и даже личные вещи Анны Васильевны Мараевой – сарафан, рубаха и платок для молитвы, подушечка для чтения книг – из коллекции Серпуховского историко-художественного музея. 

Настоящим открытием и специальным проектом выставки станет икона «Омовение ног» из Серпуховского музея. Образ, имеющий в своей основе живопись XVI столетия, был записан в старообрядческой традиции в XIX веке. На сегодняшний момент древняя живопись частично раскрыта – реставрация иконы, приуроченная к выставке «Сокровище вечное», ведется в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря на средства Музея русской иконы. Перед зрителями древний памятник предстанет в процессе реставрации, после чего он вновь отправится в мастерскую для продолжения работы. После ее завершения Музей русской иконы планирует провести еще одну, уже монографическую, выставку этого памятника, на которой процесс можно будет сравнить с результатом. Несмотря на то, что реставрация иконы еще не закончена, уже сегодня понятно, что она меняет наши представления о бытовании древних икон в старообрядческой среде. Считается, что под записями старообрядцев практически не остается древней живописи, но в «Омовении ног» мы видим прекрасно сохранившийся древний слой.

Помимо экспонатов из Серпуховского музея, в выставке будет участвовать древнейший принадлежавший Анне Мараевой моленный образ – византийская икона «Распятие» XIV века, после национализации попавшая в Государственную Третьяковскую галерею.

Впервые увидят зрители и Хронограф XVII века с записью, сделанной рукой Мараевой незадолго до ее кончины: «1928 года июня 28 дня кончила читать сию книгу прочитавъ всю до конца. Анна Васильевна Мараева». Рукописную книгу предоставил для выставки частный коллекционер М.С. Бывшев (Москва).

Выставка «Сокровище вечное. Церковные древности из собрания Анны Васильевны Мараевой» не только демонстрирует широкой публике выдающееся иконное собрание, но и показывает на его примере масштаб таких явлений как русское предпринимательство, благотворительность и меценатство. Для нас особенно важно, что эта выставка проходит в стенах Музея русской иконы, поскольку музей также создан благодаря усилиям частного лица, предпринимателя и мецената Михаила Абрамова. В этом смысле наш проект представляет собой диалог эпох, выявляющий традиции русского собирательства и меценатства и его разнообразные формы, меняющиеся с течением времени.

Михаил Юрьевич Абрамов, основатель Музея русской иконы:

В последнее время Музей русской иконы уделяет особое внимание взаимодействию с федеральными и региональными государственными музеями. В их собраниях хранятся уникальные произведения древнерусского искусства, которые, к сожалению, зачастую плохо известны столичному зрителю. Масштабная выставка коллекции Анны Васильевны Мараевой из Серпуховского историко-художественного музея – еще один шаг на пути популяризации этого пласта культуры.

Николай Васильевич Задорожный, директор Музея русской иконы:

Собрание Анны Васильевны Мараевой – явление удивительное. Казалось бы, не было никаких предпосылок к тому, чтобы купчиха Анна Мараева, руководившая оставшимся на ее плечах после смерти мужа семейным предприятием, проявила себя тонким ценителем искусства. Однако уровень ее коллекции как нельзя лучше свидетельствует о незаурядном собирательском таланте владелицы. По всей видимости, причину этого феномена стоит искать не только в личных качествах, но и в окружении. Именно старообрядческая среда подарила нам удивительных людей, сочетающих в себе высокое благочестие, предпринимательскую жилку и тонкий художественный вкус.

Жанна Сергеевна Алейникова, директор Серпуховского историко-художественного музея:

Выражаю глубокое почтение руководству и коллективу Музея русской иконы за масштабную научную работу при организации прекрасного выставочного проекта, а также искреннюю благодарность за подаренную возможность проведения реставрации уникальной иконы «Омовение ног» второй половины XVI столетия. Уверена, что знакомство с памятниками из собрания Анны Мараевой доставит посетителям не только эстетическое удовольствие, но и несомненную духовную пользу, которую они приносили своей бывшей владелице.

Зельфира Исмаиловна Трегулова, директор Государственной Третьяковской галереи:

Как часто бывало с частными собраниями, после национализации коллекция Анны Мараевой оказалось разделена: часть вещей осталась в Серпухове и составила основу Серпуховского историко-художественного музея, другие были переданы в Москву и Ленинград. Так значительная часть этой коллекции оказалась в Государственной Третьяковской галерее. Предлагаемая вниманию зрителей выставка – место встречи некогда разделенного наследия.

 


Экспозиция открыта с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2019 г. 

Посещение согласно графику работы музея: кроме среды, с 11:00 до 19:00. 

Вход свободный.


Информационные партнеры:

The Art Newspaper Russia 

Журнал «Русское искусство»

Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку cookies. Согласен